Недавно мне задали вопрос: "Почему в Новом Завете слово "одержимые" используется не только когда речь идёт об одержимых бесами, но и когда говорится о больных, и существует ли связь между болезнями и злыми духами?". И как пример, привели следующее место Писания: "Тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. (Лк.4:38)".
Сначала я хотел ответить на вопрос с ходу и однозначно, типа: "Да" или: "Нет", но рассудив, решил, что лучше будет исследовать всё по порядку, потому что в Священном Писании есть места, где больные были одержимы злыми духами, а есть места, где больные не были одержимы злыми духами.
Итак, по порядку.
Так как я не знаю древнегреческого – языка оригинала книг Нового Завета, то воспользуюсь Словоуказателем по переводу Библии (Номерами Стронга) и выясню точное значение слова синехо*, переведённого в Лк.4:38, как одержима: "сдерживать, охватывать, зажимать, затыкать, стеснять, объять, томиться, понуждать, страдать".
Теперь перечислю места Писания, где ещё используется слово синехо*:
-- Всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных. (Мф.4:24);
-- Они объяты были великим страхом. (Лк.8:37);
-- Народ окружает Тебя. (Лк.8:45);
-- Я томлюсь, пока сие совершится. (Лк.12:50);
-- И стеснят тебя (Иерусалим) отовсюду. (Лк.19:43);
-- Люди, державшие Иисуса. (Лк.22:63);
-- Затыкали уши свои. (Деян.7:57);
-- Павел понуждаем был духом свидетельствовать. (Деян.18:5);
-- Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью. (Деян.28:8);
-- Любовь Христова объемлет нас. (2Кор.5:14);
-- Влечёт меня и то и другое. (Фил.1:23).
Я специально выписал все места Писания, чтобы убедиться, что слово синехо* нигде не обозначает одержимость злыми духами. Даже в Мф.4:24, древнеславянский перевод звучит не так, как Синодальный, в нём сказано: "Вся болящыя различными недуги".
Итак, тёща Симонова не была одержимой, а страдала от горячки – болезни, сопровождающейся высокой температурой и лихорадкой.
Причиной же того, что в Синодальном переводе в Лк.4:38 была допущена неточность, явилось то, что переводчики не учли, что со временем значение слова "одержимый" изменилось. В старославянском языке, выражение: "бе одержима" употреблялось, когда речь шла о больной какой-либо болезнью, а когда речь шла об одержимых бесами, то писали: "бесный, беснующiйся, человекъ въ дусе нечисте".
И в греческом оригинале Священного Писания там, где речь идёт об одержимых духами, используется другое слово: эхо*, буквально означающее "иметь". Не буду утруждать ваше внимание перечнем всех мест Писания, просто приведу один пример: "Сына моего, одержимого духом немым. (Мк.9:17)".
Из проведённого исследования можно сделать вывод, что болезнь и одержимость злыми духами – это разные понятия.
Но то, что это разные понятия, вовсе не означает, что один и тот же человек одновременно может быть и одержимым нечистым духом и больным. В Евангелии от Луки описан юноша, который был и одержимым нечистым духом, и болел падучей (Лк.9:38-42). Исцеляя его, Иисус Христос сначала изгнал из него беса, а потом исцелил: "Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его. (Лк.9:42)".
А бывают ситуации, когда и Сам Господь Бог допускает нечистым духам навести болезнь на человека – так было с Иовом: "И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. И отошёл сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. (Иов.2:6,7)", так было и с Апостолом Павлом: "Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня. (2Кор.12:7)".
Итак, исследование Священного Писания показало, что человек может быть больным, может быть одержим злыми духами – это различные понятия. Но бывают случаи, когда один и тот же человек и болен телесной болезнью, и одержим бесами, но болеет он не от того, что одержим. С другой стороны, нельзя утверждать и обратное, – что злой дух не может поразить человека болезнью: иногда Господь Бог допускает сатане или бесам поражать плоть человеков разными болезнями и немощами. И раз варианты могут быть самые разнообразные, то с уверенностью можно сказать, что ошибаются те, кто полностью отрицает возможность влияния на людей злых духов. Но ошибаются так же и те, кто впадает в другую крайность и во всякой болезни, особенно в психическом или неврологическом заболевании, видит одержимость бесами и… начинает "изгонять бесов".
Духовный мир очень сложен и многообразен, он намного сложнее нашего материального мира, ибо те, кто населяет духовный мир, превосходят нас и умом и силой, не говорю уже об их бессмертии. Поэтому нельзя все духовные и материальные проявления заключать в какие-то установленные человеческие рамки: "Только так, и никак иначе". Мы очень мало ещё знаем о духовном мире, вспомните слова Апостола Павла: "Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно. (1Кор.13:12)".
Погребняк Н. 2015
-----
* Слово греческого языка записано в транскрипции русскими буквами.
Комментарий автора: Ответ на вопрос: "Почему, когда речь идет и о больных и об одержимых бесами, в Новом Завете сказано: "одержимые", и существует ли связь между болезнями и злыми духами?".
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Писатель, популяризатор христианских ценностей и христианского учения.
Прочитано 2248 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Ну,а чё тут рассусоливать..."одержымый", значит - "пойманный, взнузданный, осёдланный" злым бесом...и он тебя погоняет. А ты, естественно, своё здоровье теряешь...
Кто ж этого не знает? Беречь себя надо...
Хронология книги Откровение - Николай Погребняк В последнее время многие говорят об Апокалипсисе, но, к сожалению, подавляющее большинство людей, обсуждающих её, не разумеют того, о чём судят. Не разумеют, ибо не изучали Священного Писания. В таблице приведена краткая хронология книги Апостола Иоанна \\\"Откровение (Апокалипсис)\\\".
Дневник по книге пророка Исайи - Николай Погребняк Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Пророк Исайя отчаянно пытался передать свое ощущение постоянной близости Творца другим. Он хотел поделиться своей верой, наполнить ею сердца своих собратьев, чтобы они могли посмотреть на происходящее его глазами и увидеть духовные причины грядущего Ассирийского порабощения.